Этапы разработки бизнес-плана

0

Чем можно доказать инвестору или банкиру, что проект или стартап будет успешен и начнёт генерировать прибыль? Для этого используют бизнес-план – универсальный документ, позволяющий получить заёмные средства, выстроить этапы разработки бизнес-плана, определить сроки выполнения работ, а также количество и качество любых других привлекаемых ресурсов.

Составление бизнес-плана, на первый взгляд, дело нехитрое – скачать из интернета пару шаблонов, изучить их, и создать свой. Но получается, что часть начинающих бизнесменов «срезается» ещё на этапе презентации, а иногда и не доходит до этого. Причина – некорректное оформление бизнес-плана.

Существуют определённые этапы составления бизнес-плана, которые нельзя игнорировать. Выполняя их один за одним можно прийти к желанной цели – получению средств на свой проект. Составление бизнес-плана делится на несколько шагов.

Определение целей

Начинать любую деятельность стоит с конца – а именно с вопроса «с какой целью?». Т.е. для чего всё это нужно? Вариантов может быть множество:

  • Начало стартапа
  • Расширение производства
  • Организация фестиваля, праздника или какого-то масштабного события

Определение категории читателей бизнес-плана

Под каждый тип кредитора пишется свой бизнес-план, потому что требования у каждого свои. Получая государственную субсидию нужно соблюдать определённые правила, которые можно узнать в центре занятости населения. К тому же, не на все виды деятельности можно получить субсидию от государства.

Если кредитором выступает банк, то особое внимание отводится способности проекта возвращать кредит на долгосрочной основе. В этом случае необходимо максимально проработать финансовый раздел вашего документа.

Если средства привлекаются у частного инвестора или бизнес-ангела, то этапы составления документа могут сильно различаться.

Определение структуры бизнес-плана

Этот пункт следствие предыдущего – определив своего инвестора и цели проекта, можно переходить к структуре документа. Не нужно писать лишние разделы, а уж тем более те, которые не относятся к вашему проекту. Например, если будет открываться кофейня, то производственный план можно исключить из документа.

Анализ и расчёты

Самый затратный по ресурсам раздел – для его составления приходится заниматься расчётами, поиском информации и экспертов, при невозможности самостоятельного выполнения каких-либо пунктов.

Маркетинг-план

В этот этап включается поиск источников информации для проекта. Например, многочисленные маркетинговые исследования, соцопросы и так далее. Получить такие данные можно обратившись в соответствующие компании либо занявшись этим самостоятельно. В качестве источника можно взять профильные журналы, книги, материалы других исследований. Характеристики ёмкости рынка помогут сориентироваться на месте и определить степень затрат, и также «серьёзность» проекта. Сюда можно включить информацию о ваших конкурентах, например, о зданиях, оборудовании, способах привлечения клиентов и так далее.

Основная теория маркетинга гласит – рынок разделяется на категории и сегменты. И у каждого сегмента свои требования к товарам и услугам. Компания, удовлетворяя эти требования, сможет завоевать свою часть рынка, причём в короткие сроки.

Здесь самой важной задачей будет определение потребностей клиентов. А потом уже будет решено, какими путями быстрее и проще всего донести выгоды для покупателя. Будет хорошо, если вы включите в свои работы SWAT-анализ.

Организационная стратегия

В этом разделе находится вся информация по организационной структуре предприятия. Прописывается штатное расписание, иерархия в компании, список специалистов так далее.

Финансовый раздел

Составление этого раздела происходит в конце работы над самим бизнес-планом. Потому что финансовый раздел подводит итоги всей работе, суммируя и выражая в цифрах все цифры из бизнес-плана. Данные из этого раздела рассчитываются на весь срок жизни проекта.

В этот раздел входит планирование поступлений денег, учёт доходов и расходов, а также план баланса на первый год работы. Обязательно нужно указать финансовую стабильность предприятия, источники доходов, и «потребители» бюджета. Срок окупаемости подводит черту всему финансовому плану. Главной задачей финансового плана является доказательство эффективности предприятия.

В доходы от текущей деятельности входит: переменные и постоянные расходы, амортизация зданий и оборудования, налоги, проценты за пользование кредитами и так далее.

С помощью этого раздела инвесторы смогут всесторонне изучить экономическое состояние компании и выяснить степень рентабельности, какой размер финансовых вливаний понадобится на начальном этапе. Ещё необходимо указывать способы привлечения средств, в том числе выпуск акций или заём у стороннего кредитора.

Оценить жизнеспособность предприятия можно по следующим показателям:

  • прогнозирование размеров доходов и расходов как минимум на два года
  • размеры наличности, за эти же сроки
  • актуальный балансовый отчёт,  а также балансовый план на год вперёд

Прогнозирование доходов и расходов компании можно построить на ожидаемом объёме спроса. По прогнозам денежной наличности судят возможности компании покрывать свои текущие издержки.  

Несмотря на некоторую долю теоретизирования, бизнес-план должен опираться на реальные инвестиционные условия России. Если для запуска проекта нужно получить заёмные средства от нескольких инвесторов, то нужно уже на первом этапе располагать информацией об индивидуальных условиях кредитования. Любой инвестор предъявляет высокие требования к проектам. Инвесторы могут вносить свои предложения по размерам кредитной суммы, срокам погашения и любым другим пунктам. Проще всего создать документ, по очереди проходя все этапы разработки бизнес-плана.

Если инвестором будет государство, то нужно знать некоторые особенности получения займов у такого инвестора. Государство не выделяет деньги под залог товарного оборота. Но государство и инвестирует больше в научно-технические либо социальные проекты. А если с помощью проекта будет поддержан отечественный производитель, или решена какая-нибудь проблема региона, то добиться успеха будет намного проще.