Существует немало определений сути маркетинга. Но в большинстве из них звучат такие понятия и необходимости как: анализ ситуации на рынке, знание психологии своего потребителя, выяснение его нужд и мотивов, знание конкурентов и их шагов, прогнозирование эффективности.
Определение маркетинга
Остановимся на определении маркетинга, которое дал наш соотечественник доктор экономических наук Давид Иосифович Баркан: «Маркетинг – это комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий нужды потребителей в доходы фирмы». Отсюда: B2B маркетинг направлен на выявление нужд потребителей-юридических лиц.
Как повлиять на решение закупочного центра?
Покупатели на рынке B2B – это предприятия, а закуп ведется, как правило, не одним человеком, а группой лиц, где у каждого своя роль – так называемый закупочный центр. Каждый участник этой группы несет риск за итоговую сделку. И своеобразной нуждой можно назвать снижение этого риска.
Цена товара или услуг при таких закупках уходит с первого плана. B2B маркетинг предполагает, что одним из главных ключевых моментов в выборе поставщика становится его имидж и репутация. Фирма-поставщик должна быть представлена в серьезных специализированных изданиях качественными материалами. Участие в различных профильных выставках и показах – также неотъемлемый шаг по созданию имиджа. Для большого ряда компаний подходят и выставки-продажи общего профиля.
Ценность сервиса и обслуживания
На репутацию компании на B2B рынке в немалой степени может воздействовать уровень оказания услуг, иначе говоря, уровень сервиса. Даже если цены поставщика ниже, чем у конкурентов, плохое обслуживание клиента легко сделает его клиентом лишь на один раз. А негативный отзыв, оставленный недовольным заказчиком, отобьет интерес у десятков, а то и сотен потенциальных покупателей.
В нашей стране зачастую сложно оценить сервис услуг из-за отсутствия стандартов. Этот момент можно превратить в плюс, выработав свою систему сервиса и технической помощи и представив ее как преимущество своей компании. При этом следует помнить о закупочном центре и о том, что каждый из его участников заслуживает отдельного рассмотрения и удовлетворения требований. Памятуя об основе маркетинга – «выявление нужд» — все моменты должны быть обдуманы и реализованы так, чтобы все нужды были удовлетворены.
Не отталкиваясь от нужд собственно предприятия-заказчика, рассмотрим, что нужно члену закупочного центра. Ему нужна доступная информация. Максимально открытая, технически грамотная, удобно преподнесенная. Тогда, как минимум, поставщик появится в списке рассматриваемых кандидатов. Это всего лишь маленький шаг, и таких шагов множество на пути, называемом B2B маркетинг.
Чем лучше выверены все шаги, чем качественнее реализованы, тем прямее будет путь к прибыли!