Что такое роялти в франшизе?

0

Не связанному с бизнесом человеку, как и еще начинающему предпринимателю иногда бывает непонятно, что же такое франшиза и роялти. Сегодня мы попытаемся просто и доходчиво объяснить значения этих определений.

Опытные бизнесмены часто запутывают довольно легкие вещи для увеличения своей значимости. Сложными и громоздкими конструкциями затуманивают факты, которые можно спокойно объяснить в двух предложениях.

На чем основана франшиза и что это такое? Если сказать простыми словами, то это контракт, который заключают между собой крупная организация с известным брендом и предприниматель. Смысл сделки состоит в том, что бизнесмен берет во временное пользование название марки уже раскрученной компании и использует его в своем регионе.

Чтобы было понятно абсолютно всем, можно привести следующий пример. Известна сеть быстрого питания «McDonald’s» существует не только на своей родине, а также во многих крупных городах Европы и Азии. Причем популярность у данного заведения ни чуть не меньше, чем в Америке.

Когда открывается какое-то кафе или магазин, какой хороший бы он ни был, ажиотаж вокруг него не создается, ведь бренд еще совсем новый, не известный. А в случае с «McDonald’s Corporation» — это мировой бренд, об особенностях которого все давно наслышаны. А все потому, что отечественные предприниматели работали именно по франшизе, заключив договор с американской фирмой, которая получает максимум от такого расклада.

Несмотря на очевидные преимущества работы по франшизе, а это низкая конкуренция, сильная реклама и уже известные долгосрочные планы, некоторые бизнесмены считают этот договор рабскими условиями и одним лишь подчинением. Такое может получаться лишь у опытных предпринимателей, а вот людям, которые решили открыть свой бизнес с нуля, следует быть осмотрительнее, ведь каждое второе дело терпит неудачу. Так что, если вы все-таки решили работать по франшизе нужно знать, что она бывает с или без роялти.

Что же такое роялти?

Данный термин пришел из Англии. Именно этим словом обозначалась дань корою, которую платили люди, чтобы взять в пользование принадлежащие государству землю или помещение. Такое значение этого слова понимается даже сейчас современными бизнесменами.

Более официальное определение следующее. Роялти – это регулярно выплачиваемая сумма денег (обычно ежемесячно) франчайзеру (продавцу франшизы) от франчайзи (покупателя франшизы) за то, что он будет использовать их технологии и бренд.

Этот термин также может принимать и другие значения:

  • использование спектра недр;
  • пошлина;
  • оплата за лицензию, аренду, за использование спектра недр;
  • доход, который определил для себя владелец бренда.

После того, как мы уже понимаем, что же такое роялти, можно перейти к способам его расчета.

  • Брендовый процент

Этот способ оплаты франчайзеру действителен тогда, когда есть наценки на услуги и продукцию, а также осуществляется и розничная, и оптовая продажа.

  • Оборотный процент

На сегодняшний день этот вид расчета является наиболее распространенным. Размер этого процента указывается в документе сделке и выплачивается продавцу франшизы за определенный период времени.

  • Фиксированный процент

Это регулярная выплата денег, которая прописана в договоре, обычно осуществляется ежемесячно. Размер платежа зависит от многих факторов и используется теми компаниями, доход которых не фиксирован.

Франшиза в зависимости от наличия или отсутствия роялти

Роялти при франшизе имеет вид оплаты франчайзеру за использование его марки, технологий и предоставляемых услуг по лицензионному договору. Еще его называют паушальным взносом, за который можно купить контракт в рассрочку или сразу.

Франшиза без роялти сейчас не является редкостью, потому что привлекает своих покупателей условиями, которые являются более выгодными по сравнению с конкурентными, как раз отсутствием ежемесячной оплаты. Также набирает популярность скрытый роялти. Этот термин означает, что взнос за пользование маркой уже включен в стоимость товаров, которые приобретает новая компания.

В законодательстве многих стран отношения покупателей и продавцов франшизы регулирует коммерческая концессия. Ее договор гласит об обязательстве предоставления франчайзера покупателю право пользования товарного знака продукции и других необходимым объектов за указанную плату на определенный срок. Выступать в качестве двух сторон сделки могут компании и граждане, которые зарегистрированы как частные предприниматели.

Когда мы разобрались, что такое франшиза и роялти, нужно поговорить о способах освобождения от обязательного платежа. Этот метод используется продавцом для определения стоимости патента и лицензии.

Главный способ освобождения от роялти указывает на то, что цена интеллектуальной собственности с течением времени приравнивается к стоимости роялти в будущем по истечении срока службы патента. Рассчитать размер платежа можно только изучив конкретный рынок.