Лет 10 – 15 назад генеральный директор одного крупного мясоперерабатывающего комбината (призванный осуществлять руководство предприятием из Москвы в Липецк) высказал утверждение, которое может поразить специалистов в области экономики своей «креативностью». Буквально это звучало следующим образом: «рынок мяса в Липецкой области можно считать «резиновым», мы продадим столько продукции, сколько сможем произвести».
Однако, как показала практика, продажи мясной продукции составили гораздо меньшую величину, чем её производство. Данный руководитель был снят с должности и отправлен на свою историческую родину, как не оправдавший доверия со стороны акционеров.
И не удивительно, как можно считать, что рынок сбыта является «резиновым»? Любой компетентный в области экономики специалист может сказать, что невозможно продать большее количество продукции, чем потребители имеют возможность купить. Данная величина продаж называется ёмкостью или объёмом рынка.
Объём рынка
Если сформулировать данную мысль с научной точки зрения, то ёмкостью рынка можно считать суммарный покупательский спрос на определённые виды товаров при установившемся ценовом уровне, который подкреплён платёжеспособностью клиентов. Имеется много определений рыночной ёмкости, но они аналогичны по смыслу.
Для чего необходимо рассчитывать объёмы рынков той или иной продукции или товарных групп и какую долю рынка занимает продукция конкретной фирмы (обычно подсчитывают объём рынка и место предприятия на нём)? Это необходимо для правильной оценки коммерческой ситуации и динамики её изменений, которая способствует принятию единственно правильных решений руководства. Это обеспечит нормальную жизнедеятельность организации и сбыт произведённых товаров. Это не всегда можно осуществить на практике, но пробовать необходимо.
Из вышесказанного следует, что рыночную ёмкость или объём можно считать важнейшим показателем для любого товарного рынка. Без тщательных и подробных расчётов указанной характеристики выходить на них с рискованными продвинутыми планами равносильно «экономическому самоубийству».
Ёмкость определяется рыночной потребностью в произведённой продукции, а также множеством прочих показателей. К ним следует отнести:
- уровень освоенности интересуемых рынков;
- возможность появления в рыночном секторе подобной продукции с аналогичными качествами;
- степень гибкости в потребительском спросе;
- ценовые характеристики;
- макроэкономические характеристики;
- уровень качества продукции;
- уровень эффекта от вхождения продукции на рынки и рекламной компании.
Этот перечень показателей не является исчерпывающим и определяется индивидуальными характеристиками и особенностями производимых товаров.
Как отражаются макроэкономические характеристики на рыночной ёмкости? Самым непосредственным образом! В качестве примера можно разобрать рынок недвижимости. Если тщательно изучить главные социально-экономические характеристики Липецкой области в 2018 году, то можно заметить, что уровень реальных финансовых доходов граждан в сравнении с 2017 годом возрос на 4 %.
В случае повышения денежных доходов, их, как правило, предпочитают потратить или отложить «про запас». Как определить конечную цель финансовых вложений? Это является актуальным вопросом, который требует тщательно продуманной позиции. Важнейшими характеристиками для определения инвестиционных направлений являются доходность и степень риска.
В прежние времена популярным предметом для вкладывания сбережений являлась американская валюта в связи с её стабильностью, но за последний период она не всегда растёт в цене, а иногда может даже понижаться. Куда следует осуществлять вложение финансов?
Вариантов очень мало, особенно если учесть, что банковские проценты являются крайне низкими. Остаётся один вариант — с недвижимостью. По данной причине можно наблюдать уверенное повышение цен из-за возросшего спроса. К этому можно добавить инфляцию, которая связана с повышением зарплат и издержек.
В случае появления альтернатив для вкладов сбережений граждан с более значительным уровнем доходности, произойдет изменение направления инвестиций. После прохождения определённого временного периода, переток финансовых средств из рынка жилья будет способствовать понижению ценового уровня в указанной экономической области. Но в обозримом будущем ждать этого не стоит.
Расчёт ёмкости рынка
Обычно в экономической литературе можно встретить величины той или иной рыночной ёмкости, но при этом отсутствуют обоснования приведённых «конкретных» показателей. Подавляющее большинство известных отечественных и зарубежных специалистов в области экономики в своих работах с высокой степенью ловкости избегают практических примеров и их расчётных обоснований.
Является абсурдным обстоятельство, что у известного во всём мире экономического эксперта Филипа Котлера в его учебнике по основам маркетинга такое понятие как рыночная ёмкость и её расчёты автор совсем не описывает.
Следует сразу отметить то обстоятельство, что рыночная ёмкость является не более чем расчётной прогнозируемой характеристикой. По какой причине это получается? Потому что данный показатель рассчитывают в соответствии с определёнными предположениями и обобщениями разных обстоятельств, которые случались в прошлом, но в будущем могут не произойти. На практике часто можно наблюдать, что расчётные и фактические характеристики рыночной ёмкости различаются.
Как рассчитать емкость рынка
С помощью математической формулы рыночную ёмкость определяют таким образом:
Е = Т х Ц,
где Е – рыночная ёмкость в натуральном или финансовом эквиваленте (шт./год, рубл./год);
Т – количество реализуемой продукции в год (шт.);
Ц – цена реализуемого товара (рубл.).
Имеется много различных подходов и способов расчёта рыночной ёмкости, наиболее популярными из которых являются:
- экспертная методика определения рыночной ёмкости;
- финансово-экономическая модель рыночной ёмкости;
- способ расчёта рыночной ёмкости, который основан на экономической статистике.
Указанный перечень не является исчерпывающим.
В настоящей статье не имеется возможности подробно описать тот или иной способ, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Автор считает, что универсальные методики расчётов рыночной ёмкости отсутствуют и по каждому виду продукции она должна подбираться в индивидуальном порядке.
Автор настоящей статьи разработал и опробовал методику расчёта рыночной ёмкости табачных изделий Липецка и Липецкой области в 2018 году, в соответствии с которой при курсе доллара США в 65 рублей она составила 60 миллионов долларов за год. Напомним, что этот показатель является расчётной величиной. Какой рыночная ёмкость была на самом деле? Данный вопрос лучше задать маркетологам Усманской и Елецкой табачных фабрик.
При выполнении расчётов можно получить показатели, которые характеризуются очень большой величиной разброса. К примеру, в натуральном исчислении мы получили некоторые результаты, но рыночная ёмкость табачных изделий вычислялась с использованием оптовых цен. Если данный показатель пересчитать при помощи розничных цен, то результат сильно увеличится. Какие цены брать за основу для расчётов? Это решают экономисты, которые занимаются решением вопроса исходя из поставленных перед ними задач.
Оценка рынка
Как рассчитать рыночную ёмкость свинины в г. Липецке? Следует применить методику, которая основана на данных областного статистического справочника по потреблению в пищу мяса на одного человека в год.
Указанная величина, в соответствии с данными Государственного статистического комитета, составляет 50 кг в год на одного человека. Рекомендуемая медицинская норма потребления мяса составляет 75 кг/год. Население города Липецка составляет 520 000 человек. Ёмкость мясного рынка г. Липецка в натуральном эквиваленте составляет 26 000 000 кг/год. Структура потребления мяса в соответствии с данными того же справочника составляет:
2018 г. | ||
кг | % | |
Говяжье мясо | 20 | 40 |
Свиное мясо | 15 | 30 |
Птичье мясо | 10 | 20 |
Прочее мясо | 5 | 10 |
Расчётная рыночная ёмкость свиного мяса по г. Липецку в натуральном эквиваленте составляет 7 800 000 кг/год. Будем считать, что 1 кг свинины стоит 300 рублей. Таким образом, данная ёмкость в ценовом эквиваленте составит 2.34 миллиардов рублей в год.
Необходимо принять во внимание то обстоятельство, что каждый индивидуальный расчёт рыночной ёмкости имеет собственные нюансы. Иногда необходимы определённые поправочные коэффициенты, учитывающие региональные особенности.
К примеру, приведённый расчёт рыночной ёмкости свиного мяса абсолютно не допустим в республике Дагестан, так как на нём сказываются религиозные особенности мусульманства. По данной причине выбор методики расчёта рыночной ёмкости следует осуществлять с повышенной внимательностью и кропотливостью.
В заключение настоящей статьи хочется выразить уверенность о том, что приведённые в ней сведения помогут начинающим предпринимателям определиться с направлением бизнеса перед выходом на рынок товарной продукции, и, следовательно, избежать дальнейшего банкротства.