Вопрос «как проводить анализ конкурентов?» рано или поздно касается любого бизнеса. Пока фирма имеет сравнительно небольшие размеры оборотов и ограниченный круг клиентов, допустимо лишь поверхностное знание конкурентного рынка. Но, если планы сродни наполеоновским, а реализация задумывается лучше, чем у вышеупомянутого героя истории, то исследование конкурентов – обязательный этап в стратегии развития.
Впрочем, нередки случаи, когда мысли о том, как провести анализ конкурентов, приходят уже постфактум. Например:
- Предприятие постоянно нуждается в каких-либо услугах, близких по профилю деятельности. Но найти постоянного и надежного поставщика не удается. Изыскиваются средства, вкладываются в развитие дополнительной деятельности и организовывается новое направление. Мощности позволяют обслуживать не только собственные нужды, но и продавать товар/услуги стороннему потребителю. Рынок, как мы помним, уже несколько изучен по ранее возникавшей необходимости, а дополнительное знание конкурентов поможет занять свою нишу и не только окупить новое направление деятельности, но и сделать его прибыльным.
- Специалист, занимающийся некими услугами длительное время и понимающий, что место работы уже не удовлетворяет его знаниям и требованиям, организовывает собственную фирму в той же профессиональной нише. Опыт работы дает достаточное знание о конкурентах, чтобы начать деятельность и к вопросу дальнейшего изучения рынка можно прийти уже позже по мере развития своего дела.
Однако, если стартап (англ. start-up) предполагает привлечение сторонних средств, без изучения желаемой ниши и исследования конкурентов не обойтись. Для запуска проекта в высококонкурентной сфере деятельности крайне сложно привлечь сторонние инвестиции.
Сравнительный анализ конкурентов
Сравнительный анализ своей деятельности и деятельности конкурентов по отдельным параметрам позволяет изучить и выявить сильные и слабые стороны организации. Также возможен анализ отдельных интересующих элементов для усиления собственных позиций. Разложенная, что называется, по полочкам картина, может явно показать, что слабым звеном и причиной падения конкурентоспособности является не продукция или услуги, а одно из звеньев продажи.
Например:
При сравнении сервиса дополнительных услуг мы выясняем, что имеем явное конкурентное преимущество в виде услуги доставки, редкой для нашей профессиональной ниши. Но клиент об этом попросту не знает. «Копнув» дальше, ясно видим, что наши продавцы не работают с этим преимуществом, по незнанию или из-за нежелания большей возни. То есть специально для удобства клиентов мы держим небольшой парк машин, но из-за отсутствия явного предложения услуги доставки не только теряем клиента, но и получаем убыток из-за издержек на содержание дополнительных мощностей.