Как составить должностную инструкцию правильно и понятно — более 15 готовых образцов и рекомендации по оформлению

0
Должностная инструкция - как составить

В этой базе знаний собраны человеческие должностные инструкции, которые реально можно использовать в бизнесе, а не только для отписки бухгалтерии.

В первую очередь давайте разберемся что такое должностные инструкции, зачем они нужны и из каких разделов они должны состоять.

Должностная инструкция — это документ, по которому сотрудник сможет выполнить работу, даже если он впервые с ней столкнулся

По этому критерию 95% тех сотен и тысяч сухих инструкций, написанных юридическим языком можно сразу выбросить. Признаю, что когда я вижу очередной шедевр юридического языка, реально хочется спать. У меня есть свое видение того, как на самом деле должны выглядеть должностные инструкции для персонала.

3 критерия, которым должны отвечать правильные должностные инструкции

Они должны быть актуальными, понятными и пошаговыми.

Актуальность инструкций и обязанностей заключается в том, что у каждого сотрудника во всех празделениях и филиалах должна быть самая свежая и актуальная должностная инструкция, а так же система, которая будет уведомлять сотрудников о том, что произошли изменения в бизнес-процессах, отчетности и так далее.

Наиболее удобный способ хранения и актуализации таких инструкций это корпоративная база знаний, доступная через веб-интерфейс.

Раньше мы печатали должностные инструкции для филиалов, но они очень быстро устаревали и пылились на полках, но когда компания перешла на веб-документы, которые были собраны в корпоративной базе знаний, а так же в общей папке dropbox (или google drive) сразу все стало актуальным.

Должностная инструкция и обязанности должны быть написать простым языком, чтобы любой человек с улицы и без опыта, обладающий достаточными навыками для работы смог выполнить задачу, следуя вашей инструкции.

Пошаговый план старта в новой должности

Любая должностная инструкция должна содержать список действий, которые должен выполнить сотрудник на новой должности, это так называемая программа адаптации новичка, которая обычно длится от 2-х до 5-ти дней и включает в себя

  1. Получение доступов к коммерческой информации, подписание документов о неразглашении и так далее
  2. Представление сотрудника в коллективе и инструктаж от наставника
  3. Теоретический блок — что прослушать, прочитать или посмотреть (обычно записывается на видео, загружается на youtube или в общую папку компании) + это так же могут быть:
    • корпоративный сценарий продаж, включающий конкретные скрипты для отдела продаж
    • шаблоны и образцы документации, отчетов и правила их заполнения
    • и так далее в зависимости от должности
  4. Перечень вопросов, на которые должен знать ответы сотрудник в новой должности (экзамен)
  5. Список простых заданий, которые он должен выполнить, чтобы закрепить теоретический материал

Что еще должна включать в себя понятная должностная инструкция:

  1. Навыки — какими навыками должен обладать сотрудник, навыки это то, чему нельзя научить и что необходимо смотреть в первую очередь, такие как обучаемость, умение наладить отношения в коллективе, работа на результат
  2. Перечень должностных обязанностей — конкретных функций, которые предстоит выполнять сотруднику
  3. Формальные требования к вакансии — высшее образование, опыт работы и так далее
  4. Карьерная лестница — возможные варианты карьеры, куда расти сотруднику, если он хочет больше зарабатывать
  5. Схема мотивации и расчета заработной платы
  6. Ключевые показатели эффективности (KPI) с привязкой к плану и схеме мотивации, пояснение от чего они зависят

Собрав все воедино мы получаем крайне полезный документ — аватар должности, который позволяет организовать работу любого сотрудника.

Аватар сотрудника, как современная альтернатива скучным должностным инструкциям

Посмотрите фрагмент коучинг-программы «Кузница кадров» из которого вы узнаете, что еще необходимо включить в аватар сотрудника:

Типовые должностные инструкции и обязанности на популярные вакансии в отделе продаж

Заголовок блока
Мы постоянно пополняем этот раздел, выкладываем новые инструкции и обновляем существующие, сохраните к себе на стену или в избранном, чтобы найти их, когда они вам понадобятся
  1. Продавец консультант
  2. Руководитель отдела продаж
  3. Менеджер по продажам
  4. Менеджер по активным продажам
  5. Менеджер по работе с клиентами
  6. Торговый представитель
  7. Коммерческий директор
  8. Линейный менеджер
  9. Cтарший продавец
  10. Администратор отдела продаж
  11. Офис менеджер
  12. Секретарь
  13. Региональный менеджер
  14. Директор филиала