В этой базе знаний собраны человеческие должностные инструкции, которые реально можно использовать в бизнесе, а не только для отписки бухгалтерии.
В первую очередь давайте разберемся что такое должностные инструкции, зачем они нужны и из каких разделов они должны состоять.
Должностная инструкция — это документ, по которому сотрудник сможет выполнить работу, даже если он впервые с ней столкнулсяПо этому критерию 95% тех сотен и тысяч сухих инструкций, написанных юридическим языком можно сразу выбросить. Признаю, что когда я вижу очередной шедевр юридического языка, реально хочется спать. У меня есть свое видение того, как на самом деле должны выглядеть должностные инструкции для персонала.
3 критерия, которым должны отвечать правильные должностные инструкции
Они должны быть актуальными, понятными и пошаговыми.
Актуальность инструкций и обязанностей заключается в том, что у каждого сотрудника во всех празделениях и филиалах должна быть самая свежая и актуальная должностная инструкция, а так же система, которая будет уведомлять сотрудников о том, что произошли изменения в бизнес-процессах, отчетности и так далее.
Раньше мы печатали должностные инструкции для филиалов, но они очень быстро устаревали и пылились на полках, но когда компания перешла на веб-документы, которые были собраны в корпоративной базе знаний, а так же в общей папке dropbox (или google drive) сразу все стало актуальным.
Должностная инструкция и обязанности должны быть написать простым языком, чтобы любой человек с улицы и без опыта, обладающий достаточными навыками для работы смог выполнить задачу, следуя вашей инструкции.
Пошаговый план старта в новой должности
Любая должностная инструкция должна содержать список действий, которые должен выполнить сотрудник на новой должности, это так называемая программа адаптации новичка, которая обычно длится от 2-х до 5-ти дней и включает в себя
- Получение доступов к коммерческой информации, подписание документов о неразглашении и так далее
- Представление сотрудника в коллективе и инструктаж от наставника
- Теоретический блок — что прослушать, прочитать или посмотреть (обычно записывается на видео, загружается на youtube или в общую папку компании) + это так же могут быть:
- корпоративный сценарий продаж, включающий конкретные скрипты для отдела продаж
- шаблоны и образцы документации, отчетов и правила их заполнения
- и так далее в зависимости от должности
- Перечень вопросов, на которые должен знать ответы сотрудник в новой должности (экзамен)
- Список простых заданий, которые он должен выполнить, чтобы закрепить теоретический материал
Что еще должна включать в себя понятная должностная инструкция:
- Навыки — какими навыками должен обладать сотрудник, навыки это то, чему нельзя научить и что необходимо смотреть в первую очередь, такие как обучаемость, умение наладить отношения в коллективе, работа на результат
- Перечень должностных обязанностей — конкретных функций, которые предстоит выполнять сотруднику
- Формальные требования к вакансии — высшее образование, опыт работы и так далее
- Карьерная лестница — возможные варианты карьеры, куда расти сотруднику, если он хочет больше зарабатывать
- Схема мотивации и расчета заработной платы
- Ключевые показатели эффективности (KPI) с привязкой к плану и схеме мотивации, пояснение от чего они зависят
Собрав все воедино мы получаем крайне полезный документ — аватар должности, который позволяет организовать работу любого сотрудника.
Аватар сотрудника, как современная альтернатива скучным должностным инструкциям
Посмотрите фрагмент коучинг-программы «Кузница кадров» из которого вы узнаете, что еще необходимо включить в аватар сотрудника:
Типовые должностные инструкции и обязанности на популярные вакансии в отделе продаж
- Продавец консультант
- Руководитель отдела продаж
- Менеджер по продажам
- Менеджер по активным продажам
- Менеджер по работе с клиентами
- Торговый представитель
- Коммерческий директор
- Линейный менеджер
- Cтарший продавец
- Администратор отдела продаж
- Офис менеджер
- Секретарь
- Региональный менеджер
- Директор филиала