Образец договора франчайзинга

0

Для того, чтобы работать по франшизе, нужно выбрать территорию, на которой вы хотите открыть бизнес, а также тщательно изучить контракт. Наша статья расскажет вам, на какие ключевые моменты стоит обращать внимание во время сделки, и предоставит пример контракта франчайзинга.

Заключается договор франшизы между правообладателем товарного знака (франчайзером) и его будущим пользователем (франчайзи). Условия документа обязывают первую сторону предоставить второй стороне права на использование своего бренда, а франчайзи, в свою очередь, должен оплатить определенную сумму за них.

Предметом сделки являются товарные знаки, секреты производства, бренды, а также объекты интеллектуальной собственности. Контракт могут заключить между собой индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Сумма выплат, которую должен предоставить пользователь правообладателю могут быть периодическими и разовыми. Этот нюанс обсуждается между участниками сделки, а также обязательно прописан в документе. Договор франчайзинга может не содержать в своем тексте срок действия, но условия расторжения, права и обязанности обеих сторон следует указать во избежание возникновения проблем в будущем.

Характерные особенности договора

Юридическая специфика договора коммерческой концессии (он же договор франчайзинга) состоит в следующем:

  •  Письменная форма контракта
  •  Стороны сделки: пользователь и правообладатель (франчайзер и франчайзи – это зарубежные варианты).

Для заключения договора обязательным условием является наличие предпринимательской деятельности и прав, которые подлежат передаче. В Украине и России требуется регистрировать контракт франшизы, ведь это прописано в ГК. Осуществляется данная процедура той организацией, которая оформляла правообладателя.  

Кроме всего этого, и правовладелец, и клиент обладают своими правами и обязанностями. Первая сторона должна:

  • Обеспечить пользователя коммерческой и технической документацией, а также предоставить любую информацию, необходимую для использования прав, переданных по договору.
  • Осуществлять контроль качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг своей организацией
  • Обеспечить государственную регистрацию договора и предоставить ее образец пользователю

Вторая сторона, в свою очередь, обязана:

  • Пользоваться предоставленными обозначениями (торговая марка) по назначению, указанному в контракте.
  • Выполнять инструкции правообладателя по поводу характера прав, прописанных в договоре.

Кроме выгоды открытия бизнеса под известной маркой, есть еще и недостатки данной сделки, а именно:

  • Трудности сохранения коммерческой тайны.
  • Недобросовестные или неопытные пользователи приносят вред репутации используемого бренда.
  • Успешные франчайзи разрывают договор и становятся сильными конкурентами правообладателю.

Понятие «коммерческая субконцессия»

Данный термин известен в гражданском кодексе России и Украины. Субконцессия – это документ, позволяющий одной стороне договора коммерческой концессии – клиенту – отдавать совокупность прав, которые он получил от правообладателя, третьей стороне – субпользователю.

Обычно первоначальному правообладателю интересна и выгодна такая сделка. Ведь с помощью нее можно еще больше расширить свою возможность влиять на рынок, а также увеличить доход.

Особенности такого договора следующие:

  • Срок действия «побочного» договора не может быть дольше, чем срок действия «главного» контракта. Если договор концессии перестает работать, то субпользователь становится пользователем, но франчайзер имеет право отказаться передать исключительные права по договору субконцессии.
  • Права, которые получает субпользователь, являются побочными от прав, переданных правообладателем пользователю.
  • В случае досрочного прекращения работы договора коммерческой субконцессии, он может быть трансформирован в главный. При определенных обстоятельствах данное превращение делает отношения правообладателя и субпользователя прямыми.
  • Главный договор определяет передачу возможностей в субконцессию, которая может оказаться и правом, и обязанностью.

Обычно клиент платит определенный процент правообладателю от бизнеса субрользователя, размер которого указывается в главном договоре. Остальные пункты в обоих контрактах не отличаются по смыслу друг от друга.

Несколько типичных ошибок при составлении договора франшизы

  1. Непонимание главных терминов

Прежде чем подписывать договор, предпринимателю следует внимательно изучить его образец, ведь его условия должны подчиняться закону. Но если вы собираетесь открывать бизнес по франшизе, можете удивиться, потому что закон не содержит таких терминов как «франчайзинг», «франшиза» и им подобных. Просто в гражданском кодексе они объединены под названием – коммерческая концессия.

Поэтому найдите в Интернете своеобразную «расшифровку» терминов, внимательно изучите условия сделки, которые содержит образец договора. Ведь в случае судебных разборок, он будет смотреть только на суть контракта, а если вы в нем не разбираетесь, можете проиграть сделку.

  1. Пользователь оплатил сделку в Роспатенте до ее регистрации

Многие предприниматели считают оформление договора лишней тратой времени (обычно это занимает несколько месяцев), что является очень глупым поступком. Такой контракт просто считается по ГК РФ ничтожным. А в случае сделки с нечестным франчайзером, можно потерять много денег, если тот обратится в суд, потому что тогда у него не будет никаких обязанностей.

Даже, когда договор зарегистрирован, могут возникнуть проблемы с ситуациями, которые возникли от момента начала процесса оформления до окончания этой процедуры. Например, если потребитель подаст жалобу на плохое качество продукции, которую он купил в этот период, франчайзер просто «сбежит» от ответственности.

Поэтому следует внимательно составлять договор, указывая в нем все нюансы, касающиеся регистрации, а образец предоставлять правообладателю.

  1. Пользователь не проверил регистрацию товарного знака

В том случае, если бренд не оформлен в Роспатенте, то ни правообладатель, ни пользователь не могут быть уверены, что его не используют конкурент. В такой ситуации можно потерять довольно крупную сумму и репутацию. Поэтому всегда нужно требовать от франчайзера образец свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака.

  1. Правообладатель ограничивает пользователя в выборе поставщиков

Недобросовестный франчайзер может сыграть на неопытности предпринимателя и включить в договор требования, по которым он сможет работать только с теми поставщиками, которые выгодны первой стороне. Поэтому следует обсуждать такие вопросы с правообладателем заранее и внимательно читать договор.

  1. Территория, на которой должен работать франчайзи, не определена в договоре

В этом случае, может оказаться, что на одной и той же земле будет высокая конкуренция, и бизнес пользователя перестанет быть выгодным. Для того, чтобы уберечь себя от таких проблем, следует указать в контракте место расположения предприятий и границы территорий, на которых можете работать.

  1. Отсутствие конкретных обязанностей франчайзера

Если такое произойдет, то вы просто не сможете потребовать выполнения своих обязательств от правообладателя, ведь их просто не будет. Поэтому укажите в контракте

действия, за которые франчайзер несет ответственность и сумму неустойки в случае нарушения условий.

  1.  В договоре не определен его срок действия

В случае, если контракт бессрочный, то обе стороны могут его расторгнуть по личному желанию, сообщив другой стороне об этом за полгода. Хотя в договоре можно установить более длительный срок. Поэтому не стоит забывать о такой кажущейся мелочи, ведь тогда вы будете иметь гарантии и заключить новый договор.

Пример договора коммерческой концессии

Точный образец договора вы можете легко найти в Интернете. Тем более, сейчас существуют специальные сайты, на которых есть перечень контрактов с франшизой для всех сфер бизнеса.

А для того, чтобы четко понимать суть таких договоров, предоставляем вашему вниманию пример одного из его видов:

«Организация 1(франчайзер) заключает договор коммерческой концессии с организацией 2 (франчайзи). Цель сделки – выгодная продажа товаров на рынке Уфы и деловое взаимодействие сторон для получения максимальной прибыли.»

Пользователь знает, что правообладатель выпускает продукцию высокого качества, а также, что его бренд давно популярен, и желает заключить с ним сделку, чтобы использовать секреты технологии опытной компании.

Такой договор выгоден для обеих сторон, так как франчайзер увеличивает реализацию товара и доход, а пользователь уверен, что его бизнес будет успешный и прибыльный.