Сектор b2b – это та часть рынка, в которой происходят отношения купли-продажи между компаниями.
Разницу между секторами B2B (Бизнес-Бизнес) и B2C (Бизнес-Клиент) можно увидеть из примеров.
Медиа-продукты
- Многотиражные, общего профиля журналы и газеты, телевидение, радио – рассчитаны на массового потребителя, то есть частных лиц.
- Издания узкого профиля, профессиональные журналы, публицистические материалы по различным областям экономики направлены на профессионалов и профессиональные же интересы, то есть B2B.
Интернет-ресурсы
- Большая часть сайтов в сети предназначены для сектора b2c.
- Торговые площадки он-лайн, деловые Интернет-порталы, сайты компаний-участников рынка B2B, сообщества, организованные компаниями – это уже ресурсы, которые мы можем обозначить как сектор B2B.
Товары народного потребления
- Розничные магазины – B2C.
- Оптовые торговые компании с обширными складами – B2B.
Предприятия могут работать и в обоих секторах, но обычно какое-то направление остается профильным, а второе сопутствующим.
В российском секторе B2B отношений сейчас наблюдается рост потребности в специалистах сервисных служб и служб технической поддержки. Все больше внимания уделяется не просто продаже товара или услуги, но и возможности качественного внедрения и последующего сопровождения.
Еще недавно даже в сфере программ для автоматизации предприятий, можно было встретить просто продавцов, которые не брались за услуги внедрения и сопровождения, либо не могли предоставить квалифицированных специалистов для решения больших и сложных задач. Сегодня же к такому продавцу никто не обратится. Кроме того, этот рынок стал доступнее в разрезе географического сегмента. Если ранее, поставщику приходилось высчитывать в какую сумму затрат обойдется командировка специалиста на немалое расстояние и длительный срок, то в наши дни, благодаря развитию сети Интернет, очень многие вопросы можно решать удаленно.
Квалификация кадров играет огромную роль в продажах на рынке B2B.
Рассмотрим простой пример.
Заказчик отправляет по электронной почте запрос в две компании: «Нам необходима программа для бухгалтерского учета».
Один менеджер просто отправляет в ответ прайс-лист, в сопровождении стандартных фраз приветствия и надежд на успешное сотрудничество.
Другой перезванивает, сообщает, что выяснил некоторые моменты о нашей компании на сайте, уточняет ряд возникших вопросов касаемо профиля нашей работы, количества рабочих мест, прочие потребности и пожелания. Затем высылает сформированное на основе полученных данных предложение с несколькими обоснованными комплектациями.