Обучение персонала: 13 методов подготовки сотрудников

0
обучение персонала

В каждой компании постоянно звучит эта загадочная фраза «обучение персонала», но что за ней скрывается? Определенно это важная составляющая успеха организации. От квалификации сотрудников зависят результаты работы всего коллектива. Подготовка и обучение персонала — это развитие профессиональных навыков, знаний и умений сотрудников. 

Цели обучения персонала 

Лекции, ротация, тренинги, конференции важны не только для работодателя, но и для персонала. Обучение сотрудников помогает компании выживать в жестких условиях конкурентной борьбы, где качество работы кадров порой решает все. 

Внедрение новых технологий, производство современных товаров, использование новейшей техники — это все следствия технологического прогресса, который не стоит на месте. Из-за быстрых темпов его развития приходится проводить непрерывное обучение персонала, чтобы угнаться за стремительными изменениями и удержаться на плаву.

Для работодателя проще обучить уже нанятых сотрудников, чем проводить собеседования и брать на работу новые кадры, которые профессионально подготовлены лучше. Регулярное обучение стимулирует мотивацию подчиненных и повышает их доверие к компании. Они чувствуют, что организация помогает им развиваться профессионально. Этот процесс создает новые перспективы и возможности продвижения по карьерной лестнице. 

продвижение по карьерной лестнице

Виды обучения персонала 

Существует всего три формы обучения сотрудников:

  • подготовка;
  • переподготовка;
  • повышение квалификации.

Главная цель подготовки — получение сотрудником знаний и навыков, которые необходимы для качественного выполнения работы. Такой процесс обучения проходят все сотрудники, которые были приняты в организацию.

Переподготовку можно назвать повторной подготовкой. Она нужна, если специалист получает новую должность или меняет профессию. 

Повышение квалификации — наиболее трудоемкий процесс из всех трех видов обучения. Он необходим для развития сотрудника как профессионала, когда повышаются требования к его специальности.

Есть две большие категории методик обучения. Это совокупность способов подготовки на рабочем месте и за его пределами. Мы приведем только основные, наиболее часто используемые работодателями. 

Методы обучения персонала на рабочем месте 

К методам обучения на рабочем месте относят:

  • Копирование. Это самая простая и доступная методика. Новый сотрудник после прихода на работу наблюдает за действиями старших товарищей. Он начинает повторять их, перенимая опыт.
  • Наставничество. Это более сложная версия метода копирования. За новым сотрудником «закрепляется» опытный коллега, который курирует его работу и помогает разобраться в тонкостях профессии. Метод хорош в тех случаях, где наибольшее значение имеют практические навыки работы. Он состоит из пяти этапов. Я буду рассказывать, я буду показывать, теперь сделаем вместе, попробуй сделать сам под моим контролем, сделай сам и расскажи.
  • Инструктаж. Это метод теории. Персоналу рассказывают о нюансах работы, чтобы ввести сотрудника в курс дела и помочь ему адаптироваться в коллективе.
  • Ротация. Популярный метод для организаций, в который необходима полная взаимозаменяемость работников. Коллектив просто «перетасовывают», как карточную колоду. Персонал меняется местами, чтобы осваивать азы другой профессии или специализации. Кстати, этот способ очень популярен во многих японских компаниях. Из-за особенностей менталитета люди в этой стране практически всю жизнь посвящают работе в одной компании. За этот период большинство из них успевает перепробовать десятки профессий, пройдя полный цикл ротации в своей организации.
  • Делегирование. Интересная методика, которая позволяет подготовить временную или постоянную замену. К примеру, непосредственный руководитель периодически поручает сотруднику задачи, решение которых не входит в круг его обязанностей. Когда наступает момент (отпуск или командировка руководителя) этот сотрудник может временно его заменить. Он уже имеет опыт работы на этой должности и может справиться с текущими делами.
  • Усложнение задач. Методика наиболее часто практикуется на новичках. Нагрузка на сотрудника постепенно увеличивается, а поставленные задачи становятся сложнее. Работник постигает азы профессии и становится хорошим специалистом.

обучение новичков

Это все практические методы. Они сочетают рабочий процесс и обучение, экономя время. Некоторым работникам проще понять тонкости того или иного процесса, если во время обучения им это показывают, а не рассказывают. 

Методы обучения вне рабочего места 

Обучение вне рабочего места обычно дает сотрудникам теоретические знания или имитирует рабочие условия для их закрепления. Проверить их на практике они смогут уже после возвращения в компанию. К таким методикам относят:

  • Лекции. Простой способ, который знаком любому студенту. Лекции позволяют охватить большую аудиторию, но при этом слушатели обучаются пассивно. Для некоторых такой способ подачи неприемлем из-за особенностей восприятия.
  • Деловые игры. Самый веселый способ. Он подразумевает создание условий рабочей ситуации для персонала, который совместно будет пытаться ее разрешить.
  • Конференции. Популярный (особенно в научной среде) метод обучения. Работники могут коллегиально обсудить решение проблемы. Семинары и конференции обычно практикуются в комплекте с лекциями. Во время таких встреч работники закрепляют знания, которые были получены во время прослушивания лекций.
  • Тренинги. Способ похож на деловые игры, но они являются всего лишь его частью. Тренинги собирают большие группы людей. Они совместно закрепляют на практике теоретические знания. Метод подразумевает использование игр, дискуссий, командных соревнований.
  • Рабочие группы. Сотрудники обычно на добровольных началах создают команды. В группе они совместно пытаются разрешить сложности рабочих процессов. Способ укрепляет коллектив, помогает сделать команду более сплоченной.
  • Моделирование. Подразумевает точное воссоздание рабочих условий, в которые помещают сотрудника для закрепления теоретических знаний.

Есть еще один метод. Он не имеет прямого отношения к обучению, которое курирует руководство. Это самостоятельное повышение квалификации, получение новых знаний, улучшение навыков работы. В роли инициатора подготовки выступает сам работник.