Конкуренция. Для товаропроизводителя – это постоянный поиск выгодных условий, как производства, так и сбыта. Для потребителя – естественный контроль за соответствием цены и качества.
Анализ конкурентов занимает важное место в деятельности любого предприятия, организованного не на один день. Анализ постоянный и разносторонний, обширный и узконаправленный. В рамках определенного отрезка времени верное понимание наличия конкурентов находится путем изучения своей стратегической группы конкурентов. Однако весьма полезно видеть и весь сегмент рынка в целом, чтобы вчерашний новичок не стал сегодня вдруг угрожающе сильным конкурентом.
Как найти своего конкурента для анализа?
Вопрос звучит отчасти забавно, но имеет под собой глубокий смысл. Главный конкурент – тот, который находится в одной конкурентной группе. Конкурентом небольшого цеха по изготовлению одного или нескольких видов деталей не будет являться крупное производство, пусть и работающее в том же сегменте рынка. Но такой же небольшой цех с аналогичной продукцией – самый непосредственный конкурент.
Стратегическую группу конкурентов можно определить, проанализировав и совместив ряд параметров. Например:
- ассортимент продукции;
- каналы сбыта товара/услуг;
- целевая аудитория;
- способы привлечения покупателя, рекламы производства;
- ценовые характеристики;
- наличие дополнительного сервиса;
- прочие параметры, в зависимости от вида деятельности.
Объединение конкурентов в группы по важным для конкретного предприятия критериям позволяет определить свою стратегическую группу конкурентов, чтобы заняться пристальным изучением деятельности соперника по рынку. Это позволяет выявить и контролировать свои сильные стороны, а также найти слабые места для их укрепления.
Для точного отнесения конкурентов в определенные стратегические группы используется составление карты стратегических групп.